Как мотивировать сотрудников

Для начинающего бизнесмена, да и для опытного, впрочем, тоже, решающее значение имеют сотрудники. Подбор и формирование команды – вот камень преткновения, о который спотыкаются крупные и мелкие компании. Работодателю крайне невыгодно и очень трудо затратно принимать на работу сотрудников, которые не могут стать эффективными, и , конечно, голубая мечта каждого человека, кто хоть раз проводил собеседование – заглянуть в голову соискателя, понять, кто перед ним, чего он хочет, на что способен и будет ли он эффективен.

Сегодня поговорим о мотивации сотрудников.

Что есть мотивация? Это та награда, ради которой человек готов на Вас работать. Надо понимать, что мотивация – это не всегда деньги, точнее, только деньги. У каждого сотрудника свои мотиваторы, и знать, что побуждает трудиться Ваших сотрудников не менее важно, чем знать вид топлива, на котором ездит Ваш автомобиль. Если Ваш автомобиль ездит на 92-м, а Вы зальёте в бензобак солярку, автомобиль сломается. Если Вашему сотруднику нужна интересная работа, а Вы предложите ему целыми днями упаковывать товар, он в итоге все равно уволится, какие бы деньги Вы ни сулили.

Как же еще на этапе собеседования понять , что больше всего побуждает человека на эффективный труд? Есть простой вопрос, ответ на который позволяет довольно точно определить, какие внутренние мотиваторы у Вашего соискателя:

«Если Вам предложат работу сразу в нескольких фирмах, как будете выбирать?»

Вот и все! По ответу с высокой степенью достоверности можно будет определить, что движет этим человеком.

  1. Я пойду туда, где выше зарплата.

Перед Вами человек с материальной мотивацией. Его сподвигает работать материальное вознаграждение. Скорее всего, у него есть некая цель, к которой он идет, и каждая тысяча рублей приближает его к этой цели.

Люди, замотивированные деньгами, чаще всего хорошие продажники. Для них совершенно естественно, что чем больше они продадут – тем больше они получат, а за деньги они готовы рваться на британский флаг. Соответственно, и продажи будут показывать хорошие, как только ощутят, как премия греет карман.

Работать с такими сотрудниками довольно легко: нужно выйти в выходной? Не вопрос! Лишняя тысяча сверху – и такой сотрудник выйдет и в субботу и в воскресенье.

Но есть и сложность: они привыкли считать деньги. Свои деньги. Считать. До копейки. Если где-то что-то им не доплатили – скандал разразится невероятный. Они дотошно штудируют сколько и за что полагается им, своего не упустят – будьте уверены.

Можно подумать, что люди с денежной мотивацией могут также легко уйти к конкурентам, которые посулят большую зарплату. Это не так. Точнее, не совсем так. Как правило, эти люди расчетливы, и не привыкли доверять по первому зову. Если здесь они точно знают, что платят и довольно неплохо, а там – вроде бы обещают больше, но не факт – сотрудник сто раз подумает, а выгодная ли эта сделка? Вдруг что-нибудь сорвётся и из нового места придётся уйти? Тогда их потери за время поиска новой работы будут гораздо больше.

Ну и, разумеется, раз ключевой мотиватор – деньги, то такого сотрудника легко удержать выплатой бонуса или премии.

  1. Я выберу то место, где работа интереснее

Перед Вами сотрудник, которого в работе увлекает сам процесс работы. Безусловно, это похвально. Человек искренне интересуется работой, вовлечен в процесс, отдается работе на 100%. Из таких получаются энтузиасты, новаторы. Человек может усовершенствовать работу, выдвигать предложения. С одной стороны – такой ответ очень даже благоприятен: первоначальный интерес позволит новому сотруднику быстро влиться в работу.

С другой стороны – опять же, палка о двух концах. Интерес – хороший мотиватор, но не долгий. Одна и та же работа долго интересна быть не может, если это не призвание, скажем, наука, или медицина.

Нет, обычный офисный труд, он, как правило, наскучивает. А человеку, основной фактор для которого – чтобы было интересно, этот труд наскучит еще скорее. Сможете Вы ему все время обеспечивать интересные задания? Нет? Тогда будьте готовы – уйдет. Туда, где интереснее.

Также стоит понимать: то, что люди говорят на собеседовании – как правило, социально ожидаемые ответы. Может быть вовсе не интерес движет человеком —  а те же деньги, но говорить сейчас об этом ему кажется не корректным.

  1. Я выберу компанию понадежнее.

Для такого сотрудника важна стабильность, уверенность в завтрашнем дне. Крупные компании дают бОльшие гарантии, что с ними ничего не случится при очередном экономическом кризисе. Более мелкие компании тяжелее переносят разного рода тряски.

Девяти из десяти человек важно иметь уверенность в завтрашнем дне, это нормально. Высокая зарплата, интересная работа и яркие перспективы не помогут, если сотрудник будет бояться за завтра.

Выбора у Вас, как у работодателя нет – нужно давать людям ощущение стабильности и комфорта. Иначе ваша команда всегда будет состоять из тех, кто ничем не рискует и ничего не боится, а это, как правило – временщики, которые не планируют задерживаться надолго, или равнодушные лентяи, которым вообще все равно, сегодня работа есть – и ладно. Ни те, ни другие эффективными работниками, увы, не являются.

  1. Я пойду туда, где реален карьерный рост

Некоторые люди, действительно, смотрят в будущее. Карьера для многих – самоцель. Но не все понимают, чего именно они хотят и куда идут. Стать большим-большим начальником, сидеть в кресле и ничего не делать – это не карьерные пожелания. А вот стать через год-другой начальником отдела, а потом через годик, заместителем директора – вполне нормальный адекватный план.

Попросите сидящего перед Вами кандидата рассказать о будущем. Ну, чего он планирует достичь через три года, через пять лет. Через десять лет.

Если он действительно имеет четкую цель и идет к ней, Вы услышите чёткий, конкретный план. А если не услышите – значит, нет у него цели.

Сотрудниками, которые реально имеют цель и идут к ней, очень удобно управлять. Они сами прекрасно знают, почему они должны выполнить план продаж – потому что иначе они не приблизятся к своей цели. Они живут как бы в компьютерной игре: выполняешь задание – набираешь очки, приближаешься к следующему уровню. Не выполняешь – увы, оставайся на месте.

Все бы хорошо, но есть «но». Такие сотрудники не могут не расти. И если работа в Вашей фирме реально никаких перспектив перед ними не открывает, держите их как хотите, все равно уйдут.

Это азы. Это должен знать каждый бизнесмен. В Школе Самопознания Академика Волкова Вы можете понять не только самого себя, но и всех окружающих людей, психологию и причинность их поведения! Хороший бизнесмен – всегда психолог! Возможно, Вам не хватает именно этого?

Крепкой команды Вам и успеха в делах!