Конкуренция в рабочем коллективе
Благо или зло?
Цель каждого руководителя – это эффективная работа вверенного ему подразделения. А цель каждого наемного работника — прибавку к заработной плате, перейти на более высокую должность. Чаще всего для того, чтобы это сделать, работник начинает всеми возможными способами демонстрировать руководителю, что именно он – самый лучший, самый эффективный, что именно он достоин. В обществе выживает и достигает высот тот, кто умеет выделиться, обладает исключительной компетентностью.
Поговорим сегодня о таком распространенном в наше время явлении как конкуренция между сотрудниками.
Вообще есть мнение, что конкуренция в коллективе полезна для работодателя, потому что если два работника метят на одну должность, то они буду стараться подать себя с лучшей стороны, повышая свои рабочие показатели, соответственно, проявлять усердие в работе, что позитивно отражается на результатах подразделения. Наиболее ярко конкуренция проявляется в тех подразделениях, где сотрудников можно сравнить по оцифрованному результату, таковыми являются, например, отделы продаж. Зачастую менеджеры могут устраивать целые войны за клиента, буквально «рвут кусок друг у друга изо рта», чтобы поставить эту продажу в свой личный зачет.
И действительно, находясь в такой ситуации постоянного давления и сравнивания себя с другими менеджерами, сотрудник либо должен принять вызов и участвовать в этой гонке, пытаясь превзойти конкурентов, либо принять решение об уходе. Конкуренция, безусловно, является мотивирующим рычагом.
И все-таки, так ли хороша конкуренции в рабочем коллективе?
Да, но, когда она имеет определенные рамки. Если механизмы соперничества — стимул для сотрудника лучше выполнять свою работу, это, безусловно, очень полезно для работы всей организации в целом. Важно, чтобы отношения в коллективе при этом оставались человеческими, а не становились «волчьими». Например, самый «целеустремленный» работник начинает «идти по головам» своих сотрудников, и вообще поступает непорядочно. В этом случае здоровая конкуренция перерастет в конфликтные отношения в коллективе, а конфликты никак не способствуют успешной работе, ведь каждый управленец знает, что на 70% успех зависит от команды.
Многие руководители намеренно «разжигают» и поддерживают конкуренцию между своими сотрудниками, считая, что отсутствие соперничества расхолаживает людей, и сотрудники, по природе своей очень ленивы, и если перед ними нет «лидера», который тянет всех сотрудников посоревноваться с ним в результатах, то мотивации будет недостаточно для того, чтоб показывать высокий результат. Лень, зачастую, не поддается даже воздействию рычагов материальной мотивации.
Но нужно помнить, конкуренция – рисковый метод повышения прибыли компании. Рассмотрим угрозы, которые она в себе несет.
- появление агрессивных конкурентов-лидеров, демотивирующих всех остальных сотрудников;
- образование команды одиночек, где «каждый самза себя»;
- выходза рамки профессиональных отношений и переход на личности, конфликты в коллективе
- отсутствие необходимой поддержки новым сотрудникам, отсутствие адаптации, наставничества
- честное соперничество может трансформироватьсяв конкурентную «войну», когда сотрудники следят за ошибками коллег и мешают друг другу в достижении цели;
- массовое увольнение сотрудников
Помните, сотрудники – это не спортсмены, которые ждут сигнала, для того, чтобы броситься бежать к финишу! Для каждого сотрудника кроме возможных регалий, нужен еще и комфорт, стабильность и «человечность».
Посеять зерно конкуренции в коллектив не сложно. Сложно контролировать прорвавшийся росток. О том, как создать комфортную конкуренцию мы расскажем в следующей статье.
Будьте успешны!
С Уважением,
Высшая Школа Самопознания Академика Волкова